Мы оказываем профессиональные услуги 21 лет 9 месяцев и 2 дня

на 16 мая 2024 года 18:14 у нас 400 помещений, 4490 заявок

Хроника агентства недвижимости: дифференциальный диагноз

24 декабря 2009 г.


Благополучный разврат, имевший место в прошлом году, коварно исчез, на корню уничтожив абсолютную финансовую эрекцию, что возбуждала всех до крайности. И бизнес у многих вяло повис, болтаясь досадной помехой промеж несбывшихся планов и надежд. Правительство попыталось изловчиться и подоткнуть домкрат под оседающую реальность, но места на всех не хватило. В том числе, в стороне остались агентства недвижимости, привыкшие плотной хваткой держаться за твердый, шероховатый ипотечный ствол, дававший сладкий сок не только им, но кое-какой части населения, которая покряхтывая, насаживалась на мысль, что купить квартиру в Москве – это не только простая, но и крайне приятная процедура…

Дифференциальный диагноз – страшная сила. Множество мнений складывается в единую картину, словно мозаика на стенах Исакиевского Собора, помогая понять, как поступать с тем, что имеешь и получить ответ касаемо предстоящих событий – своего рода предвидение. Нет смысла скрывать, большинство риэлторов в начале года были в состоянии того дурного ступора, когда все сводилось к тупо-банальному «что дальше?». И не было ничего, что могло бы исторгнуть угнетенные мысли из потока мутного стыда за свою неприспособленность и вялость.

Бездонная ж…па разверзлась и, первым делом, врезала по регионам, хитро и точно засосав в себя агентства недвижимости, несложно кормящихся на ипотечной волне. Потом из этой черной дыры, расщепляя рынок жилья на рубли-атомы, выползла целая армия частных маклеров – копейщики в буквальном смысле слова, пытающихся подломить под себя тех, кто исхитрился уцелеть. В той же Уфе по сведениям наших коллег-партнеров, число «умерших» и «разложившихся» риэлторских компаний за год составило порядка 300. Было 320 агентств. Стало - 40. На миллионный город. Никто даже не успел ничего понять, просто как будто повернули выключатель и всё. Тем не менее, по сути это, своего рода, один из симптомов для диагноза, позволяющего разглядеть неяркое будущее.

Уфимский сценарий не уникален: Воронеж, Челябинск, Тольятти, Тюмень, Иркутск, Новосибирск и т.д. Все ощутили на себе силу ректального мегазасоса, сопровождающегося падением цен и тотальным отсутствием интереса к недвижимости. Те, кто выжил, после с удивлением обнаружили полную каменной неподвижности равнину, где бродили ободранные, голодные рекламщики, лишенные клиентов. Это был добрый знак, которым грех было не воспользоваться. Тем более, что, несмотря на невидимую войну, народ все равно хотел меняться, съезжаться, разъезжаться и т.п. Покупателей не было, но это не означало, что работать не с кем. Еще один симптом – население готово протолкнуть свою монетку в обменный аппарат. А это значит, что рынок жилья потрёпан, но жив.

Проблема же Москвы в ее замшелой приверженности канонам и правилам, которые при попытке их модернизации застревают вбитым в горло колом, препятствуя притоку свежих идей и технологий. Но в этом же и ее спасение. Просевший, но полуживой спрос, нехватка добротных предложений и постоянный приток людей из регионов с деньгами – все это не дало рынку помереть в диких корчах. И малые формы бизнеса, и крупные агентства недвижимости уцелели. Сжались, сократились, но выжили. Здесь симптоматично именно создание концентрата – сокращение количества офисов, слияние команд, оптимизация бюджетов. Эдакий мега-бульон «Галина-бланка» - 10 кубиков на рюмку кипятка. В качестве лекарства при кризисной ситуации помогает собраться с силами.

В провинции, тяжело отсмаркиваясь скопленными на черный день деньгами и харкая непокорными клиентами, уцелевшие агентства недвижимости умудрились соорудить новый ковчег на месте всежилищного потопа и поплыли в неизведанное. Которое оказалось, как ни странно, намного привлекательнее гнилостного и засиженного до дыр недавнего прошлого. Стоимость региональной рекламы для риэлторских компаний снизилась в разы. Аренда просела очень крепко. Обменные операции с разным уровнем доплат никуда не делись. И даже покупатели потихоньку возвращаются, страстно и потаенно тиская занафталиненные пачки денег, лежавшие до лучших времен, которые не настанут уже никогда. Дифференциальный диагноз дает регионам устойчивую надежду на лучшее будущее. По-крайней мере, тем кто уберегся и пережил атаку смертоносного суперануса.

В Москве же странно и страшно наблюдать за тяжкой борьбой среди компаний, которые не в силах придумать и внедрить ничего нового, рубятся за клиента тяжелым демпингом, отсекая от своего еще не так давно толстого брюха смачные пласты денежного сала. Открытые год назад офисы мега-компаний стали настоящим балластом, который теперь тянет вниз – жрут ресурсы, деньги, кадры. А планируемая отдача никак не желает извлекаться. Хотя, парадоксальная штука – несмотря на свинячий визг о кризисе, многие столичные риэлторы за этот год денег нарубили больше, чем в прошлом. Видимо потеря отсеченного у всех на глазах жира восполняется тайным поеданием жареных шкварок в виде скрытой комиссии.

Для столичного рынка дифференциальный диагноз говорит, что время какого-то качественного рывка не пришло. Ближайший год количество сделок уменьшится, комиссии официально снизятся, вырастет новое поколение контор-демпингеров. Обмены «по-селянски» не прокатят (см. «замшелые правила»), а потому еще долго многие будут с пугливой надеждой пялиться на небо в попытках разглядеть вместо темной дыры проблески новой надежды. Ну и пусть его. Мы-то точно не будем сидеть, сложа руки – новый сайт, концентрация только на вторичном рынке (коммерческая недвижимость - досвидос), новые агенты, новые объекты, гибкая политика в комиссионных. Плевали мы на диагнозы. Так – победим!

Берегите себя!

Агентство недвижимости «Жилищная стратегия»